Ботик Петра I

Модель выполнена из груши в масштабе 1:24.
Профессиональные паруса. Канат свиты вручную.

Общие габариты:
Длина 36 см
Высота 32 см
Ширина 13 см

Г. Мясоедов. Дедушка Русского Флота (Франц Тиммерман показывает Петру ботик)
Г. Мясоедов. Дедушка Русского Флота (Франц Тиммерман показывает Петру ботик)
Раскрашенная гравюра Ботика на шелке Ивана Зубова из собрания ЦВММ, ОК. 1722
Раскрашенная гравюра Ботика на шелке Ивана Зубова из собрания ЦВММ, ОК. 1722
Коллаж двухсотлетие Дедушки Русского Флота 1888 г.
Коллаж двухсотлетие Дедушки Русского Флота 1888 г.
БОТНЫЙ ДОМИК. ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Ботный домик. Петропавловская крепость. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
БОТИК «СВЯТОЙ НИКОЛАЙ» НА ПОЧТОВОЙ МАРКЕ СССР
Ботик «Святой Николай» на почтовой марке СССР
Ботик Петра I Центральный Военно-Морской Музей
Ботик Петра I Центральный Военно-Морской Музей
Немного истории
 
Английский ботик был приобретён двоюродным братом деда Петра  Первого боярином Никитой Ивановичем Романовым для речных прогулок и был обнаружен в 1688 году 16-ти летним Петром I  в одном из амбаров семейного  имения в Измайлово.  Сам Пётр был в неописуемом восторге от  этого события и  так в собственноручной записке «О начале судостроения в России» писал:
«Случилось нам (в мае 1688 года) быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца (Тиммермана, наставника), что это за судно? Он сказал, что то — бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях — для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно».
Голландский корабельный мастер , поставил на нём мачту и парус, спустил его на Яузу. Здесь, и далее на Просяном пруду  Пётр I  освоил его управление. С этого хоть и малого по размерам корабля началась его страсть к морским путешествиям. Во взрослой жизни Петра была и потешная флотилия на Плещеевском озере и полноценные верфи Саардама (Голландия) и Санкт-Петербурга но первый корабль был для него дорог и  7 февраля 1722 года по окончанию победоносной войны со Швецией вышел указ царя, содержащий повеление хранить навеки остатки кораблей, яхт и галер, построенных для Переяславского озера ( потешной флотилии)  и его первого учебного корабля – этого ботика.
Ботик в мае 1723 года доставлен из Переяславля в Санкт-Петербург, где участвовал в ряде торжественных мероприятий и в параде Балтийского флота в ознаменование второй годовщины заключения Ништадтского мирного договора 11 августа 1723 года, рулевым при этом на ботике был Пётр I, лотовым — А. Д. Меншиков, канониром — главный артиллерист флота Х. Г. Отто, на вёслах — четыре адмирала. Механик Андрей Нартов рассказал об этом: «Ботик был отправлен в Кронштадт, где от всего флота прибытие оного пальбою и другими морскими почестями поздравлено и в память величайших от сего ботика на море успехов торжествовано». Вернувшись на берег, Пётр I произнёс меткую фразу о ботике: «Смотрите, как дедушку внучата веселят и поздравляют!»  Затем ботик поместили под навес в Петропавловской крепости, а в 1761 году архитектор А. Ф. Вист соорудил в крепости небольшой Ботный домик (сейчас в нём копия корабля). Также известно об участии ботика в парадах в 1744, 1745, 1803, 1829 и 1836 годах.
В 1928 году ботик перевезли в Петергофский парк, где его поместили в бывшем Птичьем вольере.

В сентябре 1940 года старинную лодку передали в Центральный военно-морской музей (ЦВВМ), где она находится до сих пор с перерывом на эвакуацию в Ульяновск с 1941 по 1946 гг.

Ботик декорирован  изображением Св.Николая – покровителя моряков.

Вес1 кг
Витрина

Присутствует

Корзина для покупок
Прокрутить вверх