
Пример российского люгера. Акварель Л. Ф. Лагорио. «Люгер „Нева“. 1831—1860 годы.
Немного истории.
Родиной люгеров была французская Бретань. В XVIII веке двухмачтовые люгеры называли «шасс-марé» (chasse-marée — «охотники за приливами») и использовали их, преимущественно, французские моряки, контрабандисты а также таможенные службы. В России люгеры появились только в XIX веке и использовались в основном для посыльной службы.
Люгер «Петергоф» был заложен на Охтинской верфи в марте 1829 года и после спуска вошёл в ноябре того же года в состав Балтийского флота России. Строительство вёл корабельный мастер В. Ф. Стокке.
В 1830—1835, 1837—1839 и 1842—1851 годах выходил в практические плавания в Балтийское море и Финский залив. В 1834 году принимал участие в церемонии открытия памятника Александру I. В 1840 и 1841 годах совершал плавания в Ботническом заливе, в Свинемюнде и в Киль. В 1852 году выходил в крейсерство к берегам Дании и Швеции, а 1853 году — в практическое плавание в Финский залив. В 1854 и 1855 годах находился в Кронштадте. В 1856 году совершал плавания между Кронштадтом и Санкт-Петербургом, а также принимал участие в Высочайшем смотре судов Балтийского флота. В 1861 году продан на слом и исключен из списков судов флота.