Немного истории.
HMS Dreadnought (англ. dreadnought — «бесстрашный») – первый корабль положивший начало класса Дредноутов, был спущен на воду в 1906 году в Портсмуте, Англия.
Дредноуты это поколение военных кораблей начала XX века, характерной особенностью которых было однородное артиллерийское вооружение из большого числа орудий только крупного калибра (all-big-gun).
Как показало Цусимское сражение между Россией и Японией, наиболее эффективный результат давал концентрированный огонь главного калибра целых соединений кораблей по одной цели. Новейшие броненосцы того времени обладали гораздо более высокой живучестью и более совершенной схемой бронирования, из-за чего даже 254-мм орудия были неэффективны. А при развитии минно-торпедного вооружения короткие дистанции боя стали опасными.
Адмирал Королевского Британского военно-морского флота Сэр Джон Арбетнот Фишер сделал выводы и инициировал комиссию, сформировавшую следующие требования к новому кораблю Королевского Флота:
- Должны быть введены конструктивные улучшения корпуса, в первую очередь улучшена противоторпедная защита.
- Бронированная площадь надводного борта должна быть максимально большой, так как небронированная будет поражаться фугасными снарядами.
- Скорость корабля должна быть повышена, необходима замена поршневой паровой машины на турбинную.
- Необходимо иметь как можно больше орудий крупного калибра. При введении на корабле системы централизованного управления стрельбой артиллерии главного калибра с единого поста главного артиллерийского офицера корабля применима только однокалиберная артиллерия.
- Количество малокалиберных скорострельных пушек должно быть увеличено, причём они должны быть распределены по всему кораблю, так как атака миноносцев будет скорее всего иметь место в конце боя, когда многие из них будут повреждены или выведены из строя.
- Наличие тарана нецелесообразно.
- На мачтах должны находиться оборудованные и защищённые пункты наблюдения.
- Дерево и другие подобные горючие вещества должны быть исключены из конструкции.
После обсуждения революционного проекта в Адмиралтействе, было принято решение о его постройке, и 2 октября 1905 года был заложен корабль, получивший название HMS Dreadnought. На строительство потребовался ровно год и один день, и 3 октября 1906 года мир увидел первый в мире линкор такого типа. Dreadnought произвёл настоящую революцию в мире морских вооружений. Огневая мощь линкора не уступала мощи сразу нескольких броненосцев, но была лучше сконцентрирована, а за счёт превосходства неслыханной для того времени установки на крупный корабль турбин, а не паровых машин, он был быстрее любого броненосца и мог гораздо дольше идти полным ходом, что позволяло навязать противнику выгодную дистанцию боя. Следует, впрочем, заметить, что Фишер не был единственным, кто дошёл до идеи подобного корабля. С момента появления HMS Dreadnоught броненосцы перестали быть главной силой на море. С этого момента могущество флотов измерялось числом дредноутов, что привело к гонке вооружений, продолжавшейся всю первую четверть XX века.