Распродажа!

Шхуна Полоцк 1777 г. 1:72

Первоначальная цена составляла 75,000 ₽.Текущая цена: 65,000 ₽.

Модель выполнена из ценных пород дерева: груша, клён, орех.
Металлические элементы из латуни.
Паруса – перкаль.
Канаты (такелаж) разной толщины свиты вручную.

Масштаб 1:72
Размеры модели:
Длина: 59 см
Высота: 48 см (с учётом подставки)
Ширина: 18 см
Модель в прозрачном коробе на деревянной подставке из бука.

 

 

Екатерина II Великая
Екатина II Великая, Александр Рослин. Музей истории искусств
Фёдор Ушаков портрет неизвестного, Эрмитаж
Ф.Ф. Ушаков , Автор неизвестен. Государственный Эрмитаж
Рисунок шхуны времён Екатерины II
Изображение типичной шхуны времён Екатерины II. Из книги А. А. Чернышёва «Российский парусный флот»
Битва при Калиакри
Сражение при Калиакрии. Художник Владимир Косов. 2021 г.
Матросы и офицеры болгарских ВМС отдают воинские почести адмиралу, возле памятника ему на Мысе Калиакре
Матросы и офицеры болгарских ВМС отдают воинские почести адмиралу, возле памятника ему на Мысе Калиакре. Фото: Петър Добрев

Немного истории.

Шхуна “Полоцк” – небольшой, но манёвренный корабль времён Екатерины II. Укрепление влияния Российской Империи в черноморском регионе требовало решительных действий по увеличению состава  Российского флота.

 Построенная в середине 1780-х годов, шхуна предположительно использовалась  корсарами для нападений на турецкие торговые корабли. Судьба “Полоцка” резко изменилась в 1787 году, когда его приобрела Российская империя. Этот забавный поворот истории превратил бывшего охотника за добычей в защитника интересов Екатерины II на Чёрном море.

“Полоцк” представлял собой типичную шхуну своего времени: двухмачтовое судно длиной 23,2 метра, шириной 7,3 метра и осадкой 2,9 метра. Экипаж насчитывал 120 человек. Такие характеристики делали “Полоцк” идеальным для выполнения разведывательных миссий и участия в больших морских сражениях в качестве репетичного судна для передачи сигналов с флагмана.

Наиболее яркие страницы истории “Полоцка” связаны с его службой под командованием адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова – выдающегося флотоводца, под командованием которого не было  проиграно  ни одного сражения  и ни один матрос не попал в плен. Став частью эскадры Ушакова (которого турки стали называть уважительно “Ушак-Паша”), “Полоцк” принял участие в ключевых битвах русско-турецкой войны 1787-1791 годов.

Первое боевое крещение “Полоцка” в составе российского флота произошло 3 июля 1788 года в сражении у острова Фидониси. Здесь русская эскадра, значительно уступавшая противнику в численности, сумела одержать убедительную победу над турецким флотом. Этот успех во многом определил дальнейший ход войны на море.

“Полоцк”  принял участие в важном рейде вдоль анатолийского побережья.  В составе отряда капитана  Д. Н. Сенявина шхуна участвовала в операциях против турецких портов и судов. Этот поход продемонстрировал эффективность российского флота в действиях у вражеского побережья.  “Полоцк” также принял участие в знаменитом сражении у мыса Калиакрия 31 июля 1791 года. Победа русских у Калиакрии заставила турецкого султана пойти на заключение Ясского мирного договора, завершившего русско-турецкую войну 1787-1791 годов.  По итогам сражения можно сказать, что  флот под командованием контр-адмирала Ушакова, вдвое уступавший противнику по численности, имел в 100 раз меньшие потери в личном составе. Не потеряв ни одного корабля, Ушаков нанёс турецкому флоту невосполнимый урон. Из 33 линейных кораблей и 15 фрегатов у турок после войны осталось (с учётом построенных и купленных) всего лишь 17 линейных кораблей и 20 фрегатов, из которых боеготовыми были лишь 4 флагманских линейных корабля и 4 фрегата. Иными словами, турецкий флот на Чёрном море был практически уничтожен полностью, в результате чего Россия приобрела статус полноправной черноморской державы.

Хотя точная роль “Полоцка” в сражении неизвестна, сам факт его участия в этой исторической битве является важной частью истории корабля.

Примечательно, что бывшее корсарское судно, некогда наводившее страх на торговые корабли в Эгейском море, теперь храбро сражалось в составе регулярного флота против турецкого флота.  История “Полоцка” завершилась так же загадочно, как и началась. В декабре 1799 года, отправившись с припасами для эскадры Ушакова в Средиземное море, шхуна пропала без вести. Возможно, она разбилась у Дунайских гирл, но точная судьба корабля остаётся тайной по сей день.

Путь “Полоцка” от пиратского судна до гордости Российского Черноморского флота – это не просто история одного корабля. Это символ отстаивания интересов России на Чёрном море и важный элемент в части исторического процесса, который впоследствии повлиял на формирование национального самосознания балканских народов, в том числе греков, которые в итоге получили свою независимость.

Корзина для покупок
Прокрутить вверх